Александр Цфасман – Неудачное свидание
продолжительность = 0.42 мин.

Оркестр п/у А. Цфасмана – Утомленное солнце
продолжительность = 0.42 мин.

Утёсов – Одесса
продолжительность = 0.42 мин.

Олег Лундстрем – Лунная серенада
продолжительность = 0.42 мин.

Олег Лундстрем – В хорошем настроении
продолжительность = 0.42 мин.


Они первыми играли джаз.

Джаз музыкальному миру подарила встреча двух культур европейской и африканской. На интернациональной волне в начале 20-х годов ХХ века музыкальное направление ворвалось в Страну Советов. Вспоминаем исполнителей, которые первыми играли джаз в СССР.

Валентин Парнах пионер советского джаза.

Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха дебютировал на сцене в октябре 1922 года. Это была не просто премьера, а премьера нового музыкального направления. Революционный для музыки того времени коллектив собрал поэт, музыкант и хореограф, шесть лет проживший в Европе. Парнах услышал джаз в парижском кафе в 1921 году и был потрясен этим новаторским музыкальным направлением. Он вернулся в Советский Союз с комплектом инструментов для джаз-банда. Репетировали всего месяц.

В день премьеры на сцене Центрального техникума театрального искусства нынешнего ГИТИСа собрались будущий писатель и сценарист Евгений Габрилович, актер и художник Александр Костомолоцкий, Мечислав Капрович и Сергей Тизенгайзен. Габрилович сидел за роялем: он хорошо подбирал на слух. Костомолоцкий играл на ударных, Капрович на саксофоне, Тизенгайзен на контрабасе и ножном барабане. Все равно контрабасисты отбивают ритм ногой решили музыканты.

На первых концертах Валентин Парнах рассказывал зрителям о музыкальном направлении и том, что джаз это соединение традиций разных континентов и культур в один интернациональный сплав. Практическую часть лекции принимали с восторгом. В том числе Всеволод Мейерхольд, который не замедлил предложить Парнаху собрать джаз-банд для своего спектакля. Популярные фокстроты и шимми звучали в спектаклях Великодушный рогоносец и Д.Е. Энергичная музыка пришлась кстати даже на первомайской демонстрации 1923 года. Джаз-банд впервые участвовал в государственных торжествах, чего до сих пор не было на Западе! трубила советская пресса.

Александр Цфасман: джаз как профессия.

Произведения Ференца Листа, Генриха Нейгауза и Дмитрия Шостаковича гармонично уживались с джазовыми мелодиями в творчестве Александра Цфасмана. Еще будучи студентом Московской консерватории, которую музыкант позже окончил с золотой медалью, он создал первый в Москве профессиональный джазовый коллектив АМА-джаз. Первое выступление оркестра прошло в 1927 году в Артистическом клубе. Коллектив тут же получил приглашение от одной из самых модных на тот момент площадок сада Эрмитаж. В этом же году джаз впервые появился в советском радиоэфире. И именно в исполнении музыкантов Цфасмана.

Утомленное солнце нежно с морем прощалось зазвучало в 1937 году с пластинки, записанной ансамблем Александра Цфасмана уже под названием Московские ребята.

Впервые в Союзе в джазовой обработке услышали известное танго польского композитора Ежи Петерсбурского Последнее воскресенье на слова поэта Иосифа Альвека. Первым про нежное прощание солнца и моря спел солист цфасмановского джазового ансамбля Павел Михайлов. С легкой руки музыкантов хитом на все времена стала еще одна запись с того же диска про неудачное свидание. Так значит завтра, на том же месте, в тот же час, распевала вслед за джазовым ансамблем вся страна.

Те, кто когда-нибудь слушал игру А. Цфасмана, навсегда сохранят в памяти искусство этого пианиста-виртуоза. Его ослепительный пианизм, сочетавший экспрессию и изящество, действовал на слушателя магически.
Александр Медведев, музыковед

Хоть Александр Цфасман и занимался джазовым ансамблем, он не оставлял сольную программу, выступал в качестве пианиста и композитора. Вместе с Дмитрием Шостаковичем Цфасман работал над музыкой к фильму-эпопее Встреча на Эльбе, а затем по просьбе композитора исполнял его музыку к фильму Незабываемый 1919-й. Он стал и автором джазовой музыки, которая звучала в знаменитом спектакле Под шорох твоих ресниц театра кукол Сергея Образцова.

Леопольд Теплицкий. Классика в джазовой обработке.

Леопольд Теплицкий дирижировал симфоническими оркестрами на сеансах немого кино в петербургских кинотеатрах Эрмитаж и Люкс еще во время учебы в консерватории. В 1926 году Народный комиссариат отправил молодого музыканта в Филадельфию для выступлений на Международной выставке. В Америке Теплицкий услышал симфоджаз музыку этого направления исполнял оркестр Пола Уайтмена.

Когда Леопольд Теплицкий вернулся в СССР, он организовал Первый концертный джаз-банд из профессиональных музыкантов. В джазовой обработке зазвучала классика музыка Джузеппе Верди, Шарля Гуно. Играл джаз-банд и произведения современных американских авторов Джорджа Гершвина, Ирвинга Берлина. Так Леопольд Теплицкий оказался в авангарде профессионального ленинградского джаза 1930-х годов. Леонид Утесов называл его первым из отечественных музыкантов, кто показал джазовую игру.

Первое выступление джазменов прошло в 1927 году. Предваряла концерт лекция Джаз-банд и музыка будущего музыковеда и композитора Иосифа Шиллингера. Особый интерес публики вызвала и непривычная для тех лет музыка, и солистка с музыкантами выступала эстрадная и джазовая певица из Мексики Коретти Арле-Тиц. Успех коллектива длился недолго: в 1930 году Леонид Теплицкий был арестован и осужден по статье шпионаж. Его освободили спустя два года, однако жить в Ленинграде Теплицкий не остался переехал в Петрозаводск.

С 1933 года музыкант работал главным дирижером Карельского симфонического оркестра, но джаз не оставил играл с академическим оркестром и джазовую программу. Выступал со своим новым коллективом Теплицкий и в Ленинграде в рамках Декады карельского искусства. В 1936 году при участии музыканта появился новый коллектив Кантеле, для которого Теплицкий написал Карельскую прелюдию. Ансамбль стал победителем Первого всесоюзного радиофестиваля народного творчества в 1936 году. Леопольд Теплицкий так и остался жить в Петрозаводске. Памяти знаменитого джазмена посвящен фестиваль джазовой музыки Звезды и мы.

Леонид Утесов. Песенный джаз.

Громкая премьера на рубеже 1930-х годов Теа-джаз Леонида Утесова. Модное музыкальное направление с легкой руки знаменитого эстрадного артиста, бросившего коммерческое училище ради музыки, приобрело масштабы театрализованного действа. Джазом Утесов увлекся во время турпоездки в Париж, где оркестр Теда Льюиса поразил советского музыканта своей театрализацией в лучших традициях мюзик-холла.

Эти впечатления и воплотились в создании Теа-джаза. Утесов обратился к трубачу-виртуозу, академическому музыканту Якову Скоморовскому, которому идея джаз-оркестра тоже показалась интересной. Собрав музыкантов из ленинградских театров, Теа-джаз в 1929 году выступал на сцене ленинградского Малого оперного театра. Это был первый состав коллектива, который проработал недолго и вскоре перешел на Ленинградское радио в Концертный джаз-оркестр.

Утесов набрал новый состав Теа-джаза музыканты ставили целые спектакли. Один из них Музыкальный магазин позже лег в основу известного фильма, первой советской музыкальной комедии. Картина Григория Александрова Веселые ребята с Любовью Орловой в главной роли вышла на экраны в 1934 году. Она стала популярна не только на родине, но и за рубежом.

До Веселых ребят американцы знали Россию Достоевского. Теперь они увидели большие перемены в психологии людей. Люди смеются. Это большая победа. Это агитирует больше, чем доказательство стрельбой и речами.

В репертуаре Теа-джаза были джазовые рапсодии Исаака Дунаевского на темы народных песен и песни на стихи советских композиторов. Так с легкой руки Утесова блестящего исполнителя, который пел сердцем, по стране прокатилась волна песенного джаза. Песни Дунаевского подхватили многие джаз-оркестры: их включали в импровизации, фантазии и обработки.

Олег Лундстрем. Джазовый король Дальнего Востока.

Олег Лундстрем вдохновился джазовой музыкой в 1933 году, когда услышал мелодию Дюка Эллингтона Дорогой старый Юг. Под впечатлением Лундстрем расписал аранжировку, собрал коллектив, сам сел за фортепиано. Спустя два года музыкант покорил Шанхай, где жил в тот момент. Так определилась дальнейшая судьба: за границей Лундстрем учился одновременно в политехническом институте и музыкальном техникуме. Его оркестр играл джазовую классику и музыку советских композиторов в джазовой обработке. Пресса называла Лундстрема королем джаза Дальнего Востока.

В 1947 году музыканты решили переехать в Советский Союз в полном составе, с семьями. Обосновались все в Казани, здесь же учились в Консерватории. Однако спустя год вышло постановление ЦК КПСС, осуждавшее формализм в музыке. Коллектив вернулся на родину, чтобы стать государственным джазовым коллективом Татарской АССР, но музыкантов распределили в оперный театр и оркестры кинотеатров. Вместе они выступали только на редких разовых концертах.

Глубокое проникновение в характер джазового исполнительства, в его классические традиции, с одной стороны, и стремление внести свой вклад в этот жанр, используя национальный фольклор, путем создания и исполнения оригинальных джазовых произведений и аранжировок, с другой вот кредо оркестра.

Лишь оттепель снова вывела джаз на сцены. В год 60-летия оркестр Олега Лундстрема попал в Книгу рекордов Гиннесса как старейший в мире непрерывно существующий джазовый оркестр. Довелось музыканту встретиться и с автором того самого Дорогого старого Юга, когда Дюк Эллингтон в 1970-е годы приезжал в Москву. Олег Лундстрем всю жизнь хранил пластинку, подарившую ему любовь к джазу.

Автор: Наталья Летникова

Из: Культура.рф

4 thoughts on “Они первыми играли джаз

  1. Что может бы лучше классического джаза, только сама классика)

  2. Мила, ты не представляешь как меня родители потащили))на концерт Лундстрема в Крыму)))И довольно провокационный вопрос-ты не знаешь кто такой Лундстрем???-и такой концерт -оркестр и певица И.Отиева))

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *