Валерий Малышев – Пророк Илья
продолжительность = 0.42 мин.

Михаил Михайлов – Илья пророк
продолжительность = 0.42 мин.


2 августа – день памяти Пророка Илии
Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.

Библия. Евангелие от Матфея 16.27

Пророк Илья в крылатой колеснице
Приносит весть Небесного Царя,
И стрелы молний, отражаясь в лицах,
Вершат суды и судьбы бытия.

И в сенях смертных бренного начала
Из покаянных слёз забьёт родник живой.
Воскреснет Жизнь, и к вечному причалу
Вернутся души в Отчий дом родной.

Борис Химич

У славян Илья-пророк принадлежит к самым почитаемым святым, наряду с Николаем Чудотворцем.

Пророк Илья в славянской народной традиции повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Илья грозный святой.

Согласно славянским народным легендам, опирающимся на книжную (библейскую, богомильскую) традицию, Илья был взят живым на небо. До 33 лет Илья сидел сиднем и был исцелён и наделён огромной силой ходившим по земле Богом и Николаем Чудотворцем (ср. Богатырь), после чего был вознесён на небо (орлов.), ср. былинный сюжет об Илье Муромце. Святой ездит по небу на огненной (золотой) колеснице. По украинским поверьям, солнце колесо от колесницы Ильи-пророка, Млечный путь дорога, по которой ездит пророк, запряжённой огненными (белыми, крылатыми) конями (в.-слав.), или на белом коне (болг.), отчего и происходит гром. Зимой Илья ездит на санях, поэтому грозы и грома не бывает (орлов.). Сила Ильи-громовержца столь велика, что её приходится сдерживать: Бог возложил на голову Ильи камень в 40 десятин (орлов.), сковал ему одну руку и ногу (карпат.); сестра Ильи Огненная Мария скрывает от него день его праздника, иначе он от радости побьёт молниями весь свет (серб.); у св. Ильи есть только левая рука; если бы он имел обе руки, то перебил бы всех дьяволов на земле (банатские геры). Перед концом света Илья спустится на землю и три раза объедет свет, предупреждая о Страшном Суде (орлов.); явится на землю умирать или примет мученическую смерть через отсечение головы на шкуре огромного вола, который пасётся на семи горах и выпивает семь рек воды; пролившаяся при этом кровь пророка сожжёт землю (карпат.). По легенде из Галиции, конец света наступит, когда Илья так впалит громами, що земля росипитси i спалитси; ср. русский духовный стих О Страшном Суде, в вариантах которого святой выступает в роли исполнителя воли Господа, карающего грешный человеческий род.

У русских нередко встречается смешение Ильи Муромца с Ильёй-пророком. Смешение это произошло и на предполагаемой эпической родине Ильи Муромца, в представлении крестьян села Карачарово (близ Мурома), причём в рассказах этих крестьян связь Ильи Муромца с Киевом и князем Владимиром вовсе отсутствует.

Традиции дня.

Ильин день один из крупнейших и особо почитаемых общерусских народных праздников. В отличие от многих других крупных праздников, в Ильин день не совершалось сколь бы то ни было значительных обрядов; в то же время к нему приурочено множество верований, мифологических представлений, календарных и хозяйственных примет, запретов и т. п.

Отмечать этот праздник начинали ещё с его кануна особое значение придавалось четвергу и пятнице на неделе, предваряющей праздник перед Ильиным днём, когда в некоторых местностях пекли обрядовое печенье, или с Марины лазоревой, когда переставали заниматься полевыми работами. Кроме того, накануне Ильина дня предпринимали разнообразные меры предосторожности, чтобы защитить свой дом, хозяйство и посевы от ливня, града или молнии. В Ильин день была категорически запрещена любая работа, так как считалось что она не принесёт никакого результата и может разгневать Илью-пророка, который жестоко наказывал за непочтительное отношение к своему празднику.

Одним из наиболее заметных событий дня была братчина, или мольба коллективная трапеза, объединявшая жителей соседних сёл и связанная с жертвенным закланием животного Илье. Основными организаторами и участниками братчины выступали мужчины. Заканчивались подобные братчины гуляньями молодёжи: играми, хороводами, песнями и плясками.

Ильин день считался календарной границей лета (Илья лето кончает), когда в природе появлялись первые признаки осени и изменение в поведение зверей и птиц, меняется погода: До Ильина дня и под кустом солнце сушит, а после Ильина дня и на пустоши роса не обсыхает. Болгары в Страндже говорили, что в этот день Илья надевает первый из своих 7 кожухов и поворачивается в сторону зимы, а в России считалось, что на Илью до обеда лето а после обеда осень.

Считалось, что в ночь на Илью бывает воробьиная или рябиновая ночь, когда всю ночь сверкают молнии и раздаются оглушительные раскаты грома, а испуганные птицы мечутся и натыкаются на разные предметы.

В народном календаре отмечали не только день Ильи, но Ильинскую пятницу. В Вологодской губернии большое значение отводили также четвергу на Ильинской неделе, который называли баским, то есть красивым, и отмечали приготовлением особого обрядового пирога с саламатой.

В славянской народной традиции Илья повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Илья грозный святой. У славян считалось что в день Ильи вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел святого, обращается в различных зверей зайцев, лисиц, волков, кошек, собак и др.

Н. Веселовский, указывает о схожести греческих обычаев дня Ильи-пророка (Ильи Громовника) и германо-славянских обычаев Иванова дня.

Поговорки и приметы.

Илья лето кончает, жито зажинает.
На Илью до обеда лето, после обеда осень.
До Ильи мужик купается, а с Ильи с водой прощается.
До Ильи поп дождя не умолит, после Ильина дня баба фартуком нагонит.
Коли на Вознесенье был дождь, то Илья будет с грозой.
На пророка Илью баранью голову на стол.
Петр и Павел час убавил а Илья пророк два уволок.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *